4 ДЕКАБРЯ - ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ БОГОРОДИЦЫ. Архимандрит Кирилл (Павлов). (АУДИО проповеди)




Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя, - так весьма часто с особенным умилением святая Церковь возглашает в честь и похвалу Преблагословенной Девы Богородицы, повергая пред Ней все наши недостойные молитвы и относя к Ней единой всякую благовременную помощь свыше.
 
Церковь принимает за несомненную истину, что покров Пресвятой Богородицы простерт над всем родом человеческим и в особенности – над родом христианским, и над всеми нами, в частности. Пресвятая Дева, как любвеобильная Матерь, любит род человеческий, а паче всего – христиан; может ли Она оставаться равнодушной к жизни и судьбам людей, не заботиться о них, не оказывать им Своего покровительства? Молитвы Царицы Небесной о нас благоволительно приемлются Сыном Ее и Богом. 

По Ее ходатайству Он совершил первое Свое чудо, претворив воду в вино в Кане Галилейской. И этот Евангельский урок служит для христиан отраднейшим доказательством, уверением в той истине, что Богоматерь неизменно предстательствует за христиан пред Сыном Своим.
  
Вспомним, дорогие, это Евангельское повествование, остановимся на нем поподробнее. Обратим внимание на то, что событие, произошедшее в Кане Галилейской, не имеет, кажется, такого уж важного значения, а тем не менее, Пресвятая Дева не оставила и эту мелочь жизни без Своего внимания, уверяя нас в том, что покровительство Ее простирается над всей нашей жизнью, над всеми обстоятельствами, как маловажными, так и имеющими великую для нас значимость.

Жизнь частных людей, да и целых народов, слагается, главным образом, из мелочей – из попечения о пище, одеянии, жилище, из скромного удовлетворения скромных нужд, из обыденных огорчений, скорбей и радостей. Важные события также происходят, но значительно реже, чем события мелкие, в которых протекает преимущественно жизнь людей. Эти мелочи, при всей их кажущейся маловажности, в совокупности имеют величайшее значение – и житейское, и нравственное. 

Они делают наше существование горьким или приятным, тяжелым или легким. В зависимости от них образуется и нравственное направление и настроение, нравственный характер людей. Под влиянием счастливых обстоятельств одни люди совершенствуются в добродетели, другие, напротив, начинают утопать в пороке. Так, например, в ком-то в благополучии и беспечалии крепнут довольство своим положением, благодушие, благожелательность, благотворительность, благодарность Богу. 

В другом же развиваются самолюбие, изнеженность, равнодушие к чужим несчастьям, пристрастие к наслаждениям и другие пороки, какие могут быть у человека счастливого и богатого. Точно так же у живущих под бременем неудач под воздействием обстоятельств несчастных являются: у некоторых – добродетели, а у некоторых – пороки; в одних рождается терпение, преданность воле Божией, мужество, трудолюбие, молитвенное настроение, в других же – малодушие, ропотливость, леность, отчаяние с его гибельными последствиями.

Значение мелочей жизни весьма велико. Поэтому ими нельзя пренебрегать, на них необходимо обращать сугубое внимание с тем, чтобы они всячески были направляемы и служили на пользу, на благо человеку. И первое подтверждение тому – в том, что мы видим, как Пресвятая Дева не пренебрегает и маловажными, на первый взгляд, в жизни людей событиями, и они состоят под Ее покровом и служат предметом Ее ходатайства пред Возлюбленным Своим Сыном. 

По какому случаю обратилась Она с единственным записанным в Евангелии ходатайством к Сыну Своему и Богу? – По случаю оскудения вина на браке в Кане Галилейской. Не мелочь ли жизни, что на браке недостало вина, недостало вина уже после того, как вино пили? Стоило ли, по-видимому, обращать внимание на этот пустяк Пресвятой Деве Марии – великой Святой и Подвижнице, а тем более – Богочеловеку Иисусу Христу? И, однако, что же? И Богоматерь, и Христос милостиво призирают на эту мелочь!

Богоматерь Своим любящим сердцем поняла, что недостаток вина на браке причинил бы огорчение и жениху с невестой, и их гостям, нарушил бы общее веселье в торжественнейший момент жизни новобрачных, оставил бы у них навсегда тягостное воспоминание. И вот Она Сама, без посторонней просьбы, решается помочь этим людям. 

Божия Матерь, очевидно, эту мелочь жизни не считает мелочью нравственной. Она обращается с просьбой о предотвращении скорби, ожидавшей гостей, позванных на брак, к Сыну Своему – Богочеловеку. Вина нет у них (Ин. 2, 3), - говорит Она Христу, умоляя Его этим напоминанием избавить новобрачных от неизбежного, казалось, для них огорчения. Что же Христос? Признает ли Он эту мелочь жизни – недостаток вина на браке и ходатайство о том Богоматери не заслуживающими внимания Его? 

Нет, Подвигоположник, Крестоносец и Учитель Христос говорит лишь о преждевременности исполнения прошения Матери Своей, но не признает ни ходатайства неуместным, ни дела самого не заслуживающим внимания. И в нем, как и во всяком ином, приходит людям на помощь, уверяя нас в том, что и мы должны быть внимательны ко всему, из чего состоит жизнь – наша и наших ближних. Ибо в ней, в жизни, ничего незначительного и неважного нет.
Аминь.  

1961 г.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
4 декабря 2019 Просмотров: 1 927