Закончатся ли выборы Президента Украины 7 февраля?

altСитуация между первым и вторым туром выборов президента Украины и особенно в канун даты 7 февраля однозначно показала, что Тимошенко так и не удалось аккумулировать голоса тех, кто в первом туре голосовал за Ющенко, Яценюка и Тигипко. Не помогли ни заверения в преданности идее перелицовки истории, ни признание Бандеры примером для молодежи, ни отчаянное заявление о том, что жила бы она в 1918-1919 гг. то обязательно была бы в рядах Сечевых Стрельцов, ни зазывание Яценюка с Тигипко на премьерскую должность.


У Януковича, который первый тур выиграл со значительным отрывом, единственной проблемой является обеспечить высокую явку своих избирателей во втором туре и при этом не допустить фальсификаций со стороны оппонентов. Недопущение фальсификаций (или даже намеков на фальсификации) вообще на сегодняшний день является основной задачей команды Януковича, поскольку значительный разрыв первого тура между Януковичем и Тимошенко был «освидетельствован» европейскими наблюдателями, которые признали выборы прозрачными и честными.

Данные соцопросов (1) недвусмысленно говорят о том, что шансов на победу у Ю.Тимошенко нет. Ее предполагаемый разрыв с В.Януковичем во втором туре составляет от 13% до 15% и явно выходит за границы статистической погрешности. В случае проведения честных выборов 7 февраля проигрыш Тимошенко неминуем. Таким образом, мы неизбежно станем свидетелями жесточайшей борьбы после выборов в обстановке, которая по накалу может сравниться с событиями 2004 года, поскольку по меткому замечанию одного политолога: «Все рационально понимают, что победит В.Янукович, однако никто не может себе представить ситуацию, в которой бы Ю.Тимошенко отдала ему эту победу».

Все это заставляет предполагать, что со стороны Ю.Тимошенко последуют попытки повлиять на результаты выборов сразу после 7 февраля. Скорее речь может идти о совокупности акций, направленных на дискредитацию, как самих выборов, так и подсчета голосов.

Силовые сценарии мы не рассматриваем, как маловероятные. После отставки Луценко Тимошенко лишилась своего последнего (да и то по большей части фантомного) силового ресурса. Хотя, по сообщениям СМИ, Луценко продолжает частично руководить МВД, вряд ли хоть один здравомыслящий милиционер пойдет на силовое противостояние с политическими оппонентами руководителя, которого он, скорее всего, и не видел-то никогда. Тем более, что у этих «руководителей» есть интересное свойство «всплывать» при любых политических раскладах, а для милиционера это может закончиться тюремным сроком. Про СБУ, армию и иные силовые ведомства речь вообще не идет – Тимошенко их как не контролировала, так и не контролирует. Тем более что Ющенко уже неоднократно давал понять, что если и использует силовые ведомства, то только для того, чтобы не допустить к власти Тимошенко.

1. Судебные баталии

По-видимому, первоначально именно это направление предполагалось в качестве основного по пересмотру результатов выборов поскольку юристы БЮТ плотно контролировали судебную систему Украины. О степени такого контроля говорит уже то, что в 2008 году, когда Ющенко попытался в очередной раз распустить парламент, именно благодаря связям БЮТ в судах это решение удалось затормозить, а потом и вовсе отбросить. Предполагалось, что условная «группа Портнова» (ядро юридической поддержки БЮТ) сможет с помощью судебных решений либо заблокировать подсчеты голосов, либо аннулировать их на наиболее проблемных участках, даже обеспечить полное непризнание выборов на основе какого-либо сомнительного с юридической точки зрения политического решения. Большие надежды возлагались и на ЦИК, где БЮТ также планировал усилить свое влияние. Однако этот сценарий был во многом блокирован тем, что рейдерская атака на Высший административный суд (проводившаяся В.Онопенко и А.Портновым) не удалась, и в суде установилось шаткое двоевластие. ЦИК, в свою очередь, также оказался значительно более жизнеспособным, чем того хотелось бы Ю.Тимошенко.

Впрочем, говорить о том, что юридический механизм пересмотра выборов не будет использован, преждевременно. Во-первых, бывший 4-й номер в списке БЮТ, а ныне глава Верховного Суда Украины В.Онопенко все еще в силе, а значит, определенное влияние на судебную систему сохраняется. Во-вторых, внесение изменений в избирательный закон в редакции Партии регионов (даже, несмотря на то, что этот Закон уже подписан В.Ющенко) может стать формальной зацепкой для попытки аннулирования результатов второго тура. Тем более, что уже на этом этапе начинают подключаться международные наблюдатели.

2. Игры с внешними силами и вопрос с «международными наблюдателями»

Львиную долю легитимации украинского избирательного процесса обеспечивают «международные избиратели». Фактически именно от их заявления относительно прозрачности/непрозрачности выборов будет зависеть судьба второго тура выборов (а также всех возможных последующих). Украина уже проходила этот путь в 2004 году, а не так давно он был вновь опробован на Молдове. Однако если в 2004 году мнение наблюдателей играло на руку оранжевым, то сейчас полное признание ими результатов первого тура ставит Тимошенко в крайне невыгодную ситуацию.

По всей видимости, она ожидала подобного, поскольку заранее начала операцию по дискредитации самого института «международных наблюдателей», а лучшей формой дискредитации всегда является доведение ситуации до абсурда.

Приезд на Украину 3000 грузинских «наблюдателей», кроме задачи формирования резерва для срыва выборов в проблемных регионах, имел целью как раз сделать ситуацию фарсовой, когда на 1000-1500 наблюдателей из США, ЕС и стран СНГ будет давить мнение 3000 грузинских боевиков, которые примутся доказывать, что были свидетелями массовых фальсификаций на юго-востоке Украины. Партии регионов удалось частично заблокировать этот вариант, однако по сообщениям СМИ, грузины так никуда и не уехали, а дожидаются второго тура.

Зато теперь у Тимошенко появился альтернативный сценарий по привлечению международных наблюдателей на свою сторону. Благодаря связям вице-премьера по европейской интеграции Г.Немыри, Тимошенко обзавелась письмом от двух депутатов Европарламента, повторяющих БЮТовские тезисы о том, что последние изменения в закон о выборах приведут лишь к массовым фальсификациям. Также неожиданно на стороне Тимошенко выступил и представитель США (соруководитель Хельсинской Комиссии при Конгрессе США), который также заявил, что депутатам не стоило менять правила игры перед самыми выборами.

Эти заявления дают Тимошенко надежду на то, что в случае оспаривания ею результатов выборов на основе незаконности внесения изменений в избирательное законодательство, со стороны Запада как минимум не будет активного противодействия, а тех международных наблюдателей, которые будут говорить о прозрачности выборов, объявят политически ангажированными. Само по себе это не дает возможности Тимошенко полностью оспорить результаты выборов, но, по крайней мере, задержит их официальное оглашение на неопределенный срок.

3. Фальсификации

Все уже привыкли, что к фальсификациям прибегают для того, чтобы увеличить собственный результат. Есть вероятность того, что на выборах 2010 будет применяться принципиально иная схема.

Совершенно очевидно, что никакими фальсификациями на Западе Украины, Тимошенко не сможет добрать недостающие 10-12%. Зато можно попробовать аннулировать результаты оппонента, доказав фальсификации с его стороны.

Вполне вероятно, что основной целью грузинских «наблюдателей» будут как раз попытки не столько срыва выборов на отдельных участках в юго-восточном регионе, сколько попытка осуществить провокации, например, по вбрасыванию бюллетеней в пользу Януковича, пытаясь довести показатель его поддержки на определенных участках до абсурдного (скажем, сделать их больше 100%). Это, в свою очередь, даст возможность экстраполировать результат выборов на отдельных участках на весь регион и таким образом аннулировать его. В этот сценарий вписываются и события вокруг полиграфического комбината «Украина», где не так давно происходили весьма странные события с участием депутатов от БЮТ.

Вполне вероятно, что уже после 7 февраля (в ближайшие 5-7 дней), «активистами БЮТ» будут «пойманы» фальсификаторы, которые заявят, что пытались улучшить результат В.Януковича.

4. Майдан

Все социологические опросы и заявления политологов однозначно свидетельствуют, что никаких реальных предпосылок для нового Майдана нет. Ситуация сегодняшнего дня кардинально отличается от 2004 года, когда Майдан тщательно готовился более 2-х лет при поддержке американского Госдепа и иных государственных структур США и стран Европы. Вряд ли найдется значительное число желающих померзнуть за Тимошенко на Майдане, тем более, что акции протеста - это не то, чем можно удивить граждан Украины. Хотя это не означает, что уже 8 февраля Тимошенко не попытается, вопреки запрету суда, вывести своих сторонников на Майдан именно с целью провокации. Логичный в такой ситуации разгон незаконного митинга будет подаваться ею как «проявление авторитаризма» и «попытка задушить демократические силы милицией».

Эффективность тимошенковского Майдана будет зависеть от двух ключевых факторов: составит ли разрыв между кандидатами меньше 4-5% и удастся ли затянуть оглашение окончательных результатов выборов, по меньшей мере, до начала марта. Оба фактора имеют в первую очередь важный психологический момент. 4-5% разницы всегда могут быть поданы как результат фальсификации, а значит, теоретически, оставляют надежду на победу или, по крайней мере, на перевыборы.

Затягивание оглашения результатов выборов также оставляют надежду на достижение политической договоренности о «третьем туре» или, по крайней мере, о формате сосуществования в новых политических условиях, однако не с позиций «выигравший-проигравший», а в ситуации «политической неопределенности».

5. Что делать команде Януковича?

На сегодняшний день команда Януковича сделала практически максимум для недопущения «кражи победы», аналогичной той, которая произошла в 2004 году. В то же время основной задачей Партии регионов после 7 февраля является обеспечение как можно более быстрого оглашения окончательных результатов, поскольку любое затягивание здесь может привести к «третьему туру».

При этом совершенно недостаточной кажется работа Партии регионов по разъяснению представителям Запада сути внесенных изменений в избирательное законодательство, что может породить сложности с признанием выборов во внешнем мире.

Выводы:

1 Тимошенко ни в коем случае не согласится с проигрышем на выборах, и всеми средствами будет вести отчаянную борьбу за победу (волевых качеств и нацеленности на результат у нее хватит на нескольких кандидатов).

2. Вероятнее всего, основой для попытки пересмотра результатов второго тура станет критика поправок в Закон «О выборах Президента» и «доказанность» массовых фальсификаций в пользу Януковича в юго-восточных регионах.

3. Международные наблюдатели и международное сообщество, признавшие результаты первого тура, ко второму туру начнут поляризоваться в своих оценках и, по всей видимости, постараются максимально самоустраниться от однозначной позиции по второму туру, что играет на руку Тимошенко. Пусть и формально, но письма евродепутатов и чиновника Хельсинской Комиссии при Конгрессе США позволяют ей в экстренном случае апеллировать к внешним силам.

4. Вполне возможно, что «майданная» практика будет повторена вновь, однако ее эффективность будет зависеть от нескольких факторов, влиять на которые вполне по силам Партии регионов.

 

Одна Родина
6 февраля 2010 Просмотров: 3 631