Топ-100

О парадах, ассоциациях и отечественных войнах

24 августа Украина отмечала День независимости, в этом году – уже двадцать третий. День был необычен, так как его, но по-своему, отметила и Новороссия. И оба этих празднования, что в Киеве, что в Донецке, пробудили у многих, в том числе и у меня, череду ассоциаций с прошлым. Ассоциаций достаточно явных, которые хорошо знакомы всем, кто вступил в отрочество в советское время, да и современные российские дети эти ассоциации могут уловить без труда. Я говорю о двух парадах, прошедших 24 августа.

 

* * *

 

Один парад был в Киеве. Он являлся показом «мощи» (в современных украинских реалиях это слово без кавычек звучит некорректно) украинского государства и армии, «величия и могущества» и прочих многих явлений, которые должны были бы наблюдаться у украинцев, находящихся в состоянии войны. После парада техника, которая в нём участвовала, прямиком должна была направиться в зону «антитеррористической операции», как скромно называют украинские политики и их сторонники попытки геноцида людей на Донбассе.

 

И тут перед глазами встают кадры кинохроники 7 ноября 1941 года. Советские танки и пехота, артиллерия и кавалерия прямо с брусчатки Красной площади уходят на передовую, чтобы защищать Москву от наступающих немецких войск. Ещё одна ассоциативная линейка с тем временем наблюдалась в речи украинского президента Петра Порошенко. Он назвал нынешнюю гражданскую войну «отечественной войной», если точнее – «отечественной войной четырнадцатого года».

 

А какое событие практически все жители СНГ автоматически вспоминают, когда слышат про отечественную войну? Правильно,  Великую Отечественную войну 1941 – 1945 годов. Правды ради напомню, что первым сравнил боевые действия украинской армии и националистов против граждан Новороссии с отечественной войной не Порошенко, а какой-то украинский политолог во время одного из многочисленных «патриотических» ток-шоу на украинском телевидении. Но широкого распространения сравнение не получило. Почему? Потому что, сколько ни говори о борьбе за единство страны, сколько ни апеллируй к высоким материям, всё равно люди хоть как-то, интуитивно, на бытовом уровне понимают под Отечественной войной освобождение, а не попытки навязать всюду бандеровскую идеологию. Тем паче, что Отечественная война велась и против этих самых бандеровцев.

 

Почему Порошенко заговорил об отечественной войне? Ведь ясно, что аналогия, появившаяся ранее на ток-шоу, не прошла. А потому что надо хоть как-то объединить тот атомизированный организм, который гордо называется украинской нацией. Отечественная война – война все за своё Отечество, хороший символ национального единства. Но что происходит на практике? В украинскую армию не хотят идти не только малороссы или русины, но и махровые украинцы из Львова или Ивано-Франковска. Уже третья мобилизация сорвана. Для того чтобы скрыть массовое игнорирование этого, мобилизации объявлены частичными. И это ситуация Отечественной войны? Вот и приходится Порошенко использовать исторический термин, но для придания репрессиям вида всеобщей поддержки и одобрения. Эта попытка является неудачной в корне. Ведь в Отечественную войну Красная армия освобождала землю от нацизма, а современная украинская армия, нацгвардейцы, наёмные батальоны пытаются нацизм распространить на Луганщину и Донетчину.

 

И ещё штрих к якобы Отечественной войне украинского народа. Вспомним, что является символами Великой Отечественной войны? Лично мне сразу приходят на ум два символа – это знамя Победы и орден Отечественной войны. А что изображено на знамени победы? Советская символика. Да и само знамя красное. А как выглядит орден Отечественной войны? Пятиконечная звезда и опять же советская символика. То есть как бы мы ни относились к советской власти, но советские символы – это то, что стало и символом Победы. А что заявил Порошенко 24 августа? Он заявил, что нужно запретить символы недемократических режимов, не праздновать День защитника Отечества по военно-историческому календарю соседнего государства…

 

То есть запретить и ту символику, которая железно ассоциируется с Отечественной войной. Получается Отечественная война, отвергающая символы Отечественной войны. Других первоочередных символов на нашем постсоветском пространстве быть не может. Так получилось исторически. Я не случайно упомянул «первоочередные символы». Это то, что всплывает в сознании в первую очередь. Но ведь в нашей истории существует ещё одна Отечественная война – война 1812 года. Про неё, как про Отечественную вспоминают реже, чем про Великую Отечественную, но тут так уж сложилось. Последняя война более ярко помнится, потому что она была последней. Но вернёмся к сути наших рассуждений. Можно ли украинцам использовать память об Отечественной войне 1812 года для подстёгивания патриотизма галичанских крестьян? Подумайте сами. Знамёна с двуглавым орлом, бело-сине-красная символика… Ответ ясен и без рассуждений.

 

Отечественная война на нашем большом пространстве – это война ради защиты Родины от напавшего извне противника. На украинцев кто-нибудь нападал? По утверждению Киева, напали русские. Но тогда почему российское посольство работает в Киеве? Почему граждан России не интернируют? Почему Киев с Москвой ведёт переговоры по экономическим вопросам?

 

* * *

 

И второй парад, прошедший в тот же день в Донецке, также потянул за собой очень устойчивые ассоциации. Это парад украинских военнопленных. Тут всё было символично вплоть до поливальных машин, которые смывали с донецкого асфальта следы фашизма, как это происходило 70 лет назад на московских улицах. Кстати, московский парад побеждённых немцев прошёл 17 июля 1944 года, но через месяц 16 августа 1944 года такой же парад побеждённых немецких солдат прошёл в Киеве. Колонна пленных шла по городу на протяжении пяти часов. Так что ассоциация нынешнего парад пленных с парадами 1944 года самая что ни на есть прямая.

 

Идеологические последствия этого парада очень велики. Для всех противников неофашизма этот парад является показателем того, что все человеконенавистнические идеологии придут к своему логическому концу и борьба с фашизмом и 70 лет назад, и сегодня не напрасна. Для Европы этот парад является показателем того, что не стоит верить Украине в её оценках нынешней войны. Пленные украинцы в Новороссии есть. И не один, и не два человека, а множество. Их даже по улицам водят. Но в этом необходимость существует. Ведь надо показать европейцам, что ополченцы украинских солдат не расстреливают, не пытают. А как показать, если не вот так скопом? Для Украины такой парад также должен подействовать как холодный душ. Простые украинцы, может быть, перестанут верить украинским средствам массовой информации, рассказывающим о победном шествии своих солдат по городам и сёлам Новороссии, об отсутствии окружённых украинских силовиков и о тотальной поддержке местным населением украинских ценностей. Да и подумают, может быть, крестьяне какого-нибудь захолустного села на Львовщине, а стоит ли отправлять сына защищать Неньку-Украину, если его ждёт участь проследовать в парадных колоннах именно в качестве военнопленного.

 

* * *

 

Скажу и ещё об одной ассоциации, возникшей у меня уже не в связи с парадами. Сначала немного истории. В начале 50-х годов прошлого века весь мир пристально следил за событиями, развернувшимися в Корее. На стороне северокорейцев воевали китайцы и советские специалисты, на стороне южных корейцев – американцы, англичане, австралийцы и т.д. Война есть война, солдаты не только погибали, но и пропадали без вести. Иногда на территории противника. Американское правительство было шокировано своими потерями, поэтому не всегда охотно сообщало семьям погибших или попавших в плен об их родственниках. Нельзя было портить картину. Тогда в Северной Корее придумали способ показать цинизм американской администрации и одновременно прояснить для семей пропавших без вести американцев судьбу родственников. Северные корейцы начали публиковать списки пленных и погибших американских солдат. Ту информацию, которую американские граждане не получили от своего правительства, они получили от противника. В итоге Северная Корея поправила свой имидж, показала, что она не претендует на мировое господство и не собирается воевать с Америкой. Она всего лишь решает проблемы собственного развития на своей земле.

 

Недавно новороссы начали публикацию списков украинских пленных и погибших, в сети выкладываются военные билеты, паспорта и другие документы военнослужащих. К чему это приведёт? Родственники, которые не могут дозвониться до своих мужей, сыновей, братьев перестанут бомбить запросами украинские военкоматы и воинские части. Они начнут смотреть новоросские интернет-ресурсы. Шанс найти имя своего родственника именно там будет постепенно возрастать. Именно информация из Новороссии станет ожидаемой, она будет намного более честной, чем информация официального Киева. Что останется делать Киеву? Или начать атаку на новоросские интернет-ресурсы, но это не решение проблемы, или честно сказать о собственных потерях, чтобы украинцы вернулись к просмотру украинских СМИ. Но это здорово бьёт по имиджу Киева. Получится, что раньше людям просто врали.

 

Если же Киев будет продолжать скрывать собственные потери, это станет лишним поводом больше верить Новороссии. Сарафанное радио запретить невозможно, поэтому информация о том, что новороссы публикуют списки пленных и погибших, всё шире будет распространяться по Украине. Помимо списков украинцы явно будут интересоваться и другими новостями. Ведь если новоросские ресурсы более информативны в перечне фамилий, логично предположить, что они также более информативны и в описании реального положения дел. Кстати, парад пленных в Донецке явно будут очень пристально смотреть те украинцы, которые не знают судьбы своих забранных в армию родственников. Вдруг мелькнёт родное лицо и станет ясно, что муж или сын живы… Украинцы будут смотреть этот парад и понимать, что войну они проигрывают, что будет хорошо, если родные вернутся с передовой живыми, что быть в плену лучше, чем лежать убитым, что это не их война, а война неофашизма с мирными людьми. В итоге информационную войну Киев проиграет и внутри страны. Приведёт ли это к желанию украинцев и дальше идти на войну? Вряд ли.

 

Вот тогда уже вообще никто не поверит в то, что нынешняя операция украинских силовиков против Новороссии может хоть чем-то напоминать Отечественную войну.

* * *

 

На пространстве Русского мира работает определённая система символов. Отечественная война является одним из сильнейших символов сплочения народа в период военных действий. Лишь тогда война становится Отечественной, если враг нападает извне, а если выясняются отношения в рамках одной страны, тогда это гражданская война.

 

Историческая память цепко держит в себе знаки и коды, развёртывающиеся во вполне логичную картину, которая разграничивает своих и чужих.

 

Когда отрицается прошлое и одновременно предпринимаются попытки найти в нём источники силы, то это путь в никуда. Как можно, например, отрицать Великую Отечественную войну 1941-1945 годов тем участникам парада на Крещатике 24 августа, которые обучаются в военных учреждениях Украины, носящих имена И.Д. Черняховского, С.П. Королева, И.Н. Кожедуба?

 

В Киеве думают, что это возможно. В таком случае, почему бы не быть «отечественной войне четырнадцатого года»?

 

Григорий ЕФИМОВ


https://odnarodyna.com.ua/node/24362

29 августа 2014 Просмотров: 3 699