А вы об этом знали? Названия нот - гимн Иоанну Крестителю

Нотыэто буквы Ангелов, слова нужно петь, лишь тогда можешь быть услышанным и суметь возможно... (из песни группы "Ундервурд").

Немного истории

 
















В настоящее время приняты следующие названия нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Если вдуматься, то непонятно, почему именно этими слогами мы называем ноты, какой за ними кроется смысл? Попробуем разобраться.

До нот в европейской музыке использовались особые знаки - невмы (от др.-греч. πνεῠμα - дыхание). Первоначальные невмы представляли собой набор чёрточек, точек и запятых проставляемый над текстом псалмов и использовались главным образом при католическом пении. Выглядели они вот так:

 












В то время невмы обозначали лишь отдельные звуки и ход голоса (вверх или вниз), однако не обозначали их точную высоту, поэтому могли лишь напомнить уже известный мотив.

Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д'Ареццо (примерно 991 - 1033гг), который начал записывать ноты в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Названия же нотам Гвидо Аретинский дал, использовав слова гимна Святому Иоанну Крестителю:

Гимн Иоану Крестителю

Гимн "Ut queant laxis" был написан в виде кантус планус (ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала) Паулусом Диаконусом, жившим во второй половине VIII века. Слова первой строфы гимна таковы:

 

Ut queant laxis

Resonare fibris,

Mira gestorum

Famuli tuorum,

Solve polluti

labii reatum,

Sancte Ioannes.



Что примерно можно перевести так:

"Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, отец Святой Иоанн".

Мелодия каждой строки текста начинаются на одну ступень выше предыдущей. С лёгкой руки Гвидо Аретинского начальные слоги каждой фразы первой строфы превратились в названия нот, соответствующих по высоте этим слогам.
29 апреля 2024 Просмотров: 8 657