Из записей архимандрита Тихона Агрикова

1.Благодать приходит не от нас, а от усмотрения Божия, в руки Которого нам и надо предавать себя.
4. Благодать удерживается смирением, удаляется гордостью, самонадеянием.
5. Благодатное состояние познается по отвращению от всего греховного и страстного.
6. На молитве всякое благоухание, голоса, пение, свет не должно принимать.
7. Болезнь, переносимая терпеливо и с благодарением, вменяется в подвиг.
8. Болезнь пришла, можно полечиться; прошла — слава Богу; не прошла — терпеть и Бога благодарить.
9. Божию близость представляй так, что ты Им живешь, движешься, дышишь, укрепляешься, просвещаешься».
10. Любящий Бога забывает всякую другую любовь.
14. Один старец сказал, что молиться его научили бесы.
19. Диавол, замечая противодействие помыслам грешным, переходит к помыслам пустым и праздным, чтобы через них опять вернуться к первым.
20. Веруй, что Господь одесную тебя есть, и будешь всегда радостен.
23. Греховный помысл надо отражать в самом начале.
24. Грех собственными силами человек преодолеть не может.
25. Как дитя лепечущее стою на молитве, сливаясь со словами и духом произносимой молитвы.
26. От диавола сердечный холод и темнота, ибо диавол холоден и темен.
27. Диавол, хотя бы преобразился в ангела света, вносит в душу неясность, смущение и волнение.
29. Доброе дело не может мешать молитве. Надо молиться и творить добро.
31. Прямая дорога к Богу — память Божия, память о смерти и дух сокрушен.
36. Духовное дело познается не книгой, а подвигом и кровью.
38. Душе необходимо снисходить в ее немощах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки других.
39. С душевным человеком говори о житейских делах, с духовным о небесах.
41. Жизнь деятельная: пост, молитва, коленопреклонения, воздыхания, бдение и прочие телесные подвиги.
42. Жизнь умозрительная: возвышение ума к Богу, сердечное внимание, умная молитва.
43.Жизнь в обществе других полезна для обнаружения своих страстей.
45. Необходимые житейские дела не надо забрасывать, как бы для Господа, но надо их исполнять с терпением, как поручение от Бога.
48. Заслуги нет в принуждении себя к молитве, а есть только подготовление к принятию молитвы благодатной.
53. Искание в себе плодов не во время — признак гордости.
54. В Иисусовой молитве не ищи сладости и тепла, а страха Божия и сокрушения сердца.
55. В Иисусовой молитве мало слов, но они вмещают все.
57. Достоинство Иисусовой молитвы в качестве, а не в количестве.
59. Любящим Иисусову молитву враг посылает скорби.
60. Скорби собирай как сокровище.
61. При келейном правиле нужно давать простор и молитве собственными словами.
65. Ко Кресту Господню надо привиться крестными скорбями своей жизни.
66. Лекаря и лекарство Бог сотворил; отвращаться от них — укор Богу.
67. Что ни делал бы ты, но наивозможночаще призывай Имя Божие, за все благодари Господа,— за радости и скорби, так как все посылается для нашего блага: тогда освятится вся твоя жизнь и будет непрестанною молитвою.
69. Любовь выше молитвы.
70. Где делается без Любви к Богу и ближним, там негде Христу преклонить главу.
73. Ничто так не приближает сердце к Богу как милость.
76. Молитва без утруждения тела и без скорби сердца подобна недоношенному плоду чрева.
79. Молитва требует простоты слов и сердца.
81. Молитва от того не приемлется, кто не почитает себя грешником.
83. Молитва отнимается — по самомнению, осуждению, главным образом для смирения.
87. Хотя при молитве ты не ощущаешь силы молитвенных слов — бесы ощущают и трепещут.
88. Чем больше видишь в себенеисправностей, тем более двигаешься вперед.
89. Нерассеянность в молитве не от нашего желания, аот смирения.
91. На нечистых помыслах не останавливайся, чтобы не дойти до срамных дел.
92. Ничто не дает душе такой тишины, как произвольная нищета.
95. Никого не осуждай, никем не гнушайся и не делай разницы между людьми.
96. Осуждай дурной поступок, но не осуждай того, кто его делает.
97. Осуждай себя и не будешь осуждать других.
98. Откровение помыслов опытным — необходимое врачевание для души.
99. Отчаяние бывает от множества грехов, и от гордости и недоумения.
100. Не может не печалиться тот, кто любит мир.
102. От чрезмерных подвигов поста и безмолвия рождаетсявысокоумие.
104. Студные помыслы оттого, что молилсяс мнением, а не со смирением.
110. Ревность молитвенная угашаетсямеханическим вычитыванием молитвословия.
113. От гордости рождаются хульные помыслы.
114. Смиренномудрие испытывается получаемыми обидами.
118. Сокрушение сердца рождается памятьюо грехах юности, о смерти, о страданиях Господа, о Его благодеяниях.
121. Страх Божий — начало истинной жизни в Боге.
122. От внешней суетливости теряется внутренняя теплота.
124. К Святым Тайнам нет запрещения приступать и грешнику, если только осуждать себя как грешника.
127. Что без труда приобретается, то скоро теряется.
128. Не оставляя своих трудов, надо надеяться не на них, а на Милость Божию.
131. Тесный путь необходим.
132. Уединение — самое дорогое время для молитвы.
133. Уединенная молитва в сердце возможна и в миру.
134. Умирись с собой, и умирятся с тобой небо и земля.
138. Учащение есть мать навыка, как в добродетели, так и в пороках.
151. На языке смирение, а в сердце самооправдание.
152. Нельзя все время быть на Фаворе, нужна и Голгофа.
153. Иное дело спасаться в прежние времена, иное — теперь.

156. Настоящий двадцатый век есть время последнее.
157. Основной признак последних времен — разделение Святой Троицы: Христа будто не было, Дух Святой не сходил, один Бог-Отец на небесах. Это возврат к иудаизму.
158. Верность Христу сохранится кровавым терпением истинных чад Божиих.


159. Христиане не боятся последних времен, а терпеливо ожидают их.
160. Любящий Христа с нетерпением говорит:«Ей, гряди скорее, Господи Иисусе!»(Откр.22, 20).

6 февраля 2024 Просмотров: 11 413